РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ!
Воронеж +7 (473) 280-280-1 +7 (473) 205-01-05 ПН-ПТ: с 7-30 до 20-00 СБ,ВС: с 7-30 до 19-00
Меню

А можно ли присаживать ребенка? А нужен ли нам массаж?

А можно ли присаживать ребенка? А нужен ли нам массаж?

С такими вопросами часто приходят мамы на приём к педиатру. Давайте попробуем разобраться в этом.

Для чего нужен массаж? Мама ответит- укрепить спинку, чтобы, например, быстрее начал самостоятельно сидеть.

Но! Есть массаж, а есть стимуляция двигательных навыков и это разные процессы.

Массаж могут назначать для улучшения кровоснабжения тканей и усиления периферической импульсации для создания новых нейронных связей. Для назначения массажа у ребенка должны присутствовать определенные показания, а не просто замечание, что ребёнок ещё не переворачивается или не встаёт на четвереньки.

Стимуляция же моторных навыков включает в себя внимательное наблюдение за малышом и фиксация новых малых и больших навыков, которые он приобретает самостоятельно. А если что-то пошло не так, то подключается собственно стимуляция двигательных навыков, которую, чаще всего, мама может проводить самостоятельно.

Понимание процесса моторного развития устанавливает реалистичные ожидания возможностей и достижений ребенка на различных этапах роста в детстве.

Давайте постараемся не забывать, что у каждого малыша свой потенциал развития. Не следует сравнивать своего ребёнка с чужими детьми и даже с родными старшими братьями и сестрами. Каждый человек в своём развитии идёт по своему пути и на него влияет множество факторов, таких как:    

  1. Генетический потенциал.

  2. Рост мозга и созревание центральной нервной системы.

  3. Рост скелета и костей.

  4. Питание.

  5. Физическое здоровье.

  6. Экологическое пространство.

  7. Свобода и понимание.

  8. Адекватная ласковая стимуляция.

  9. Эмоциональная стабильность.

  10. Психическое здоровье. 

При таком количестве переменных, влияющих на развитие двигательных навыков, вполне естественно, что сроки достижения каждой двигательной вехи варьируются у каждого ребенка.

Итак, рассмотрим основные навыки, которыми овладевает ребёнок на первом году жизни:

  1. Удержание головы в положении на животе - 1-1,5 мес.

  2. Пальцы руки или часть сложенного кулачка во рту - 1,5- 2,5 мес.

  3. Поворот головы вниз в положении на боку -с 1-2 мес.

  4. Одна кисть вложена в другую, рассматривает руки, обе руки во рту - 3 мес.

  5. Подъем и удержание ног под 90 град.к поверхности, стопы касаются друг друга - с 3 мес.

  6. Поворот на бок и удержание головы - 3 мес.

  7. Пересечение рукой срединной линии тела -4,5 мес.

  8. Поворот на живот- 5-6 мес. ("Большой" навык)

  9. Появление контакта " ноги-рот"- 5,5-7,5 мес.

  10. Наклонное сидение -7-8 мес. ("Большой" навык)

  11. Поворот с живота на спину- 8-9 мес.

  12. Ползание по-пластунски - 7-9 мес. ("Большой" навык)

  13. Ползание на четвереньках - 8-9,5 мес. ("Большой" навык)

  14. Умение садиться самостоятельно с прямой спиной -8-9 мес.

  15. Подъем у опоры- 10-13 мес.

  16. Приседание у опоры- 2з-13 мес.

  17. Ходьба - 12-16 мес. ("Большой" навык)

Мы познакомились с "большими" и "маленькими" навыками. Многие родители, да и врачи судят о норме или патологии только по наличию "больших" навыков, на основании чего появляются необоснованные тревоги и назначения.

А давайте попробуем понаблюдать за развитием "маленьких" навыков, ведь именно они являются показателями нормы моторного развития детей до года. Формирование "маленьких" навыков происходит в определенные сроки и именно их можно стимулировать.

Так вот, вернёмся к сидению. Этот навык сам по себе оказывается не так важен. Важно то, как прошли все предшествующие навыку сидения процессы. Важно не то в каком возрасте ребёнок сел, а то как он это сделал. Сроки формирования этого навыка 8 мес.+-6 недель. И если в 8 мес. малыш самостоятельно сел с прямой спиной на седалищные бугры, значит всё в норме.

Начинать ли присаживать ребёнка в 6 мес.?

Нет! В положение сидя ребёнок переходит ровно в тот момент, когда мышцы полноценно готовы и включились в работу, могут удержать голову и плечевой пояс, не оказывая нагрузку на связки и суставы. При целенаправленном присаживании ребенок впоследствии может получить неправильно сформированы навык- сидение с круглой спиной на кресце с изгибом в поясничном отделе, что может негативно повлиять на осанку в будущем.

Давайте дадим время малышу, позволив ему постепенно формировать "большие" моторные навыки, осваивая сначала "маленькие" навыки - от простого к сложному!

Статья основана в том числе на информационных материалах книги Галины Лупандиной-Болотовой "Сидеть, ползать, ходить".

25.05.2022
Быкова Ирина Леонидовна
Педиатр, гематолог
Стаж работы: более 21 года
Отзывы:
4
Записаться на прием