Лабораторные исследования при правильном использовании способны обеспечить лечащего врача незаменимой информацией о состоянии организма пациента.
Они позволяют правильно поставить диагноз, оценить функциональное состояние органов и систем, грамотно назначить лечение проводить его мониторинг, предупреждать развитие осложнений и побочных действий.
После получения результата лабораторного исследования возникает, пожалуй, одна из самых сложных задач – интерпретация его результатов. В настоящее время не рекомендуется применять ставший привычным термин «норма», широко использовавшийся ранее при трактовке анализов. Вместо него для оценки результата вводится понятие «референтного интервала». Референтный интервал носит справочный характер – даются цифровые пороговые значения (нижние значения и верхние).
Референтные пределы формируются в соответствии с полом, возрастом и другими биологическими факторами для каждого метода исследования. Обычно в лаборатории указываются референтные значения, установленные производителем реагентов или из рекомендованных литературных источников, где подходят методы и единицы измерения для данной лаборатории. Единого закона по лабораторным нормам нет. Каждая лаборатория устанавливает свои референтные значения для проводимых исследований, исходя из оборудования реактивов и методов, которые используются.
Поэтому референтные интервалы и единицы измерения могут отличаться в разных лабораториях, следовательно, рекомендуется наблюдаться в одной лаборатории.
Сравнение результатов анализов пациента со значениями референтного интервала для исследуемого образца является основным способом оценки. Но следует учитывать, что:
результаты анализов отличаются при повторных измерениях;
результаты, близкие к границам референтных интервалов, не могут однозначно оцениваться как нормальные или патологические;
для 5% пациентов результаты выше или ниже референтных не свидетельствуют о патологии;
не все результаты анализа, соответствуют референтным пределам, являются нормальными.
Такая ситуация может наблюдаться у пациентов, индивидуальное значение нормы которых находится вне зоны референтных значений. При оценке лабораторных показателей важно определить порог клинического решения, т.е. величину, выше или ниже которой врачу рекомендуется предпринимать определенные действия. Поэтому нельзя самостоятельно интерпретировать результаты, только врач может делать вывод о норме определенных показателей для данного пациента.
Динамическое наблюдение используется для наблюдения за развитием патологического процесса и эффективностью проводимого лечения. Для динамического наблюдения исследования рекомендуется проводить одними и теми же методами, в одних и тех же единицах измерения, желательно в той же лаборатории, так как существует допустимый разброс результатов, полученных в разных лабораториях или разными методами.
При динамическом наблюдении полезно сравнивать результаты анализа пациента в состоянии болезни, с его нормальными показателями, измеренными в здоровом состоянии, например, при диспансеризации. При сравнении с референтными пределами необходимо помнить, что не все результаты входящие в референтные пределы – норма, и не все результаты, выходящие за референтные пределы – патология.
Отклонения значений сразу в нескольких показателях всегда более достоверны и значимы, чем отклонения только одного показателя, и с большей вероятностью подтверждают диагноз. Чем больше степень отклонения результата от референтной величины, тем выше вероятность наличия патологических или существующая патология значительна.
Оценка результатов исследования проводится по абсолютному содержанию концентрации вещества. Процентное содержание используется как промежуточный показатель.
При сравнении результатов, полученных разными методами, рекомендуется оценивать степень отклонения показателя от референтных пределов, а не его абсолютное значение.
При получении неоднозначных результатов, анализ требуется проводить в другой серии или при повторном взятии биологического материала.
Результаты лабораторных исследований необходимо оценивать с учетом влияния неустранимых факторов, клинической ситуации и опыта.