СДВГ является расстройством нервной системы, которое выявляется в детском возрасте и проявляется нарушением формирования навыков самоконтроля, самоорганизации (это навыки, с помощью которых человек может выполнить поставленные перед ним задачи).
Для диагностики СДВГ используют ряд критериев, которые включают симптомы:
невнимательность (сложно сосредоточится, сложно удержать внимание на выполнении задач; часто допускает ошибки при выполнении заданий; отвлекается «по щелчку»; забывчивый, всё время что-то теряет);
гиперактивность (чрезмерная подвижность, сложно усидеть на месте, болтливость, суетливость, «ребенок с мотором»);
импульсивность (не может дождаться своей очереди; выкрикивает ответы, не выслушав вопрос; перебивает, вмешивается в чужую игру)
Как правило, СДВГ считают детским расстройством (ведь оно всегда начинается в детстве), и с возрастом всегда становится лучше, симптомы трансформируются, но трудности самоорганизации, самоконтроля сохраняются. У взрослых могут наблюдаться следующие симптомы: сложности с выполнением задач; сложно довести дело до конца (например, совершить запланированный важный звонок, доучиться в институте и т.д.); нарушения концентрации внимания; перепады настроения; нетерпение. Причем взрослые с не выявленным в детстве СДВГ, не зная о проблеме, не имеют инструментов и навыков для ее решения. Не редко у таких взрослых чаще встречаются депрессии, расстройства личности, алкоголе- и наркозависимости.
Чем отличаются дети с СДВГ от простого ребёнка с «плохим» воспитанием, от каких-то возрастных поведенческих сложностей? Степенью выраженности, глобальностью влияния на все сферы жизни (как у ребёнка, так и у родителей). Это как будто у вас не один ребёнок с «плохим» поведением, а сразу десять.
Как можно помочь? В первую очередь нужно понять, что ребёнок с СДВГ не сам выбирает отвлекаться, быть невнимательным, неусидчивым, вести себя «плохо», ему тоже сложно. Так же важно донести эту информацию и в окружение ребёнка.
Мы можем помочь, изменяя среду. Например, по возможности снизить нагрузку (количество заданий, которые нужно выполнить). Необходимо напоминать, подсказывать, если ребенок отвлекся. Помогать следить за временем. Также необходимо использовать мотивацию, различные поощрения за труд. Для детей с СДВГ крайне важна именно внешняя мотивация. И это не про игровую приставку в конце четверти за успехи в этот длинный период, а, скорее, совместный поход в кино за хорошо проделанную работу в течение дня. Важна мотивация именно здесь и сейчас, как можно в более близкий временной срок. Можно использовать систему наклеек (это подходит как для дома, так и для школы, различных секций) : за получение определенного количества - похвала и ещё что-то приятное для ребенка в конце дня.
Хотелось бы выделить книги, которые помогут родителям лучше понять, услышать своего ребёнка: «Экстремальное материнство», «Почему я отвлекаюсь», «Ребёнок с характером». Эти книги будут полезны не только для родителей детей с СДВГ.
Существует несколько групп лекарств, которые используются при СДВГ и могут значительно облегчить симптомы. Но следует помнить, что помощь ребёнку с СДВГ прежде всего состоит из психологической и педагогической поддержки.
На приёме нередко спрашивают, к какому специалисту обратиться. Данным вопросом занимаются детский невролог или детский психиатр.
И помните: «Дети ведут себя хорошо, если могут» (с) – Росс В. Грин «Взрывной ребёнок»
А наша задача - дать им такую возможность.