Медицинский центр «Детский Доктор»
Медицинский центр «Детский Доктор»

Медицинский центр

(473) 280-280-1

г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 60Б

г. Воронеж, ул. Беговая, д. 2/3

Схема проезда

график работы и контактная информация

«Трудный» возраст: как помочь своему ребенку? Часть первая. Тоддлеры

«Трудный» возраст: как помочь своему ребенку? Часть первая. Тоддлеры

29.06.2017

Когда начинается трудный возраст, и когда он заканчивается. Как помочь своему ребенку преодолеть возрастные трудности, не навредив чрезмерной помощью и участием, или пустить все на самотек, и будь что будет? Как же все-таки поступать родителям?

   Психолог Центра психолого-педагогической помощи и развития "Остров Детства" Маргарита Владимировна Коптева подобрала для вас ряд советов, как пережить эти непростые этапы в жизни ребенка и его родителей и по возможности сгладить начальные проявления кризиса.

                        
«В воспитании детей нет никакого смысла стремиться к совершенству» (Дональд Вудс Винникотт).

Многое, что сложилось неправильно, залечивается со временем, по крайней мере, это будет незаметным. Но кое-что не срастается. Достаточно хорошо известно о возрастных кризисах детей, когда родители пребывают в полной растерянности от того, что происходит. Существуют 3 возрастных периода, сложных с точки зрения проявлений конфликтного поведения, а именно: у детей от 1 года до 3 лет – тоддлеров (название возраста в английской возрастной классификации), детей от 4 до 6 лет и подростков 10-18 лет.

Итак, первые большие трудности начинаются с момента уверенного прямохождения или чуть раньше.
Суть конфликта данного возраста состоит в осознании себя отдельной личностью согласно законам психического развития. У тоддлеров этот процесс только запускается.

     Почему родителям так трудно с детьми этого возраста?
• Происходит изменение поведения, иногда резкое. Дети из послушных, покладистых, понимающих, «лапочек» и «котиков» превращаются в непослушных, настырных, упрямых эгоистов, игнорирующих всех и все, кроме своих желаний.
• Тело. У тоддлеров психический и физический образ тела находится в стадии формирования. Ребенок постепенно запоминает, где он начинается и где он заканчивается, где начинаются другие люди и предметы. Начинает замечать игрушки на полу и переступает через них. Становится более скоординированным и ловким. Но еще жадничает, не хочет делиться своими игрушками, они пока для него - часть его самого, делиться собой он не готов. Формируется понятие «мое-чужое», формируется контроль над функциями тела, появляются навыки самообслуживания: ест сам, одевается – раздевается и т. д.
Что важно знать родителям на этом этапе?
Формировать образ тела помогает мама: «Чей это носик?- Сыночка…», «Чья это пяточка? – Доченькина…», «Чья ручка, чья щечка?...». А далее идут игры с предметными игрушками: потрогать, ощутить, почувствовать. Сначала это предметы, и только потом интеллектуальные развивающие игры. Особо хочется высказаться по поводу формирования контроля над функциями естественных отправлений, то есть приучение к опрятности, к горшку. Часто здесь забывается или обесценивается принцип постепенности: ходить-то ребенок не сразу начал – сначала ползал, потом ходил по стеночке, потом за ручку и только потом - отвернулся и побежал от мамы в противоположную сторону. «Все, пошел, сам пошел», - думают родители.
В ситуации с хождением у родителей чаще хватает терпения. Хотя некоторые пытаются ускорить этот процесс через ходунки. А вот в случае с горшком, когда у ребенка все формируется тоже постепенно, хотят, чтобы было быстро. Не может ребенок этого возраста быстро, он только познает себя, прислушивается к своему телу, «что это у меня есть такое, что я могу отдать, а могу не отдавать…».
Очень важно для психического развития детей, чтобы родители дали возможность своим детям сформировать эту функцию самим. Не «залеплять» чувства и желания детей, не чувствовать за них по принципу «жизнь твоя, но проживешь ты ее, как я скажу». Малыш постепенно прощается с инфантильным всемогуществом, когда ему кажется, что весь мир вертится вокруг него самого и его желаний. Он «оплакивает» это через истерики. В слезах и расстройствах приходит понимание принципа реальности и того, что у других могут быть другие желания, отличные от его собственных.
И тут опять важна роль мамы. Она помогает ребенку справляться с истериками, принимая и контейнируя их. Суть контейнирования состоит в том, чтобы не оставлять ребенка в истерике, быть с ним, разрешать ему испытывать злость, обиду, расстройство, называть то, что он испытывает, но при этом не разрешать бить, кусать, бросать. Таким образом, мама помогает ребенку переработать свое расстройство. Так постепенно обретается контроль над телом и чувствами: к 3-3,5 годам дети успокаиваются, начинают слышать и понимать. Но не все, это очень индивидуально, надо учитывать особенности своего ребенка и его опыт вхождения в этот мир. Старт у всех разный. С раннего возраста дети могут стать слабыми из-за излишней опеки и протекционизма взрослых. Ребенок не должен огорчаться, не должен терпеть малейшие волнения или неудобство, - такие рассуждения родителей ведут к неспособности детей адаптироваться в непростой ежедневной жизни.
В такие нелегкие моменты нам важно помнить, что человеческое развитие не является линейным, оно характеризуется скачками в области переживаний. Это нормально. Зная об этом, мы начинаем понимать, что происходит, и, соответственно, становимся более терпеливыми. Желаю Вам не терять самообладания на этом пути!

Коптева М.В., психолог

« Возврат к списку

Рекомендации врачей

Недошкуло
К.Т., Попович
урология, гинекология, репродуктивное здоровье
Все рекомендации

Наши специалисты

Все специалисты
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Не является публичной офертой. 18+